Компания Сервинком предлагает услуги по созданию цифрового пакета телевизионных и радиовещательных программ и подъем их на спутник связи LMI-1, а также услуги по организация широкополосного доступа в сеть Интернет на базе платформы DVB-S, поднятой на спутники связи LMI-1 в Ku-диапазоне и на спутнике связи Экспресс-АМ11 в С-диапазоне. Компания предоставляет услуги по организации выделенных каналов связи с использованием телепорта в Москве и спутников связи LMI-1 и Экспресс-АМ11.
Эфир как услуга
Желание предоставлять клиентам более полный комплекс услуг, привело Сервинком к идее не только поднимать готовый сигнал на спутник, но и обеспечивать полный цикл работ по организации вещания контента заказчика. Таким образом, клиенту достаточно иметь у себя только оборудование для подготовки материала и возможность передать его в эфирную аппаратную, а дальше все выполняется сотрудниками Сервинкома. Насколько популярна будет такая услуга в дальнейшем покажет время, но сейчас, спустя три месяца после ввода аппаратной в эксплуатацию, мы уже провели «upgrade» комплекса и увеличили количество основных эфирных каналов с четырех до шести.
Старая техника
До внедрения Комплекса у Сервинкома был опыт предоставления эфирных услуг. Его клиентом была (и остается сейчас) известная телекомпания National Geographic. Сервинком принимает спутниковый сигнал NG, осуществляет замещение рекламных и промо блоков и поднимает сигнал на свой спутник, охватывающий практически всю Россию и большую часть Азии.
Для организации рекламных вставок использовалась система AirBox, но из-за постоянных проблем на выпуске и желании увеличить число клиентов, руководство хотело сменить аппаратную базу.
Новая техника
И вот, в один теплый летний день компания Сервинком обратилась к нам. Первоначально задача выглядела как необходимость организовать круглосуточное вещание четырех эфирных каналов и обеспечить для них резерв из расчета один резервный канал на два основных. Далее совместными усилиями была установлена более детальная функциональность Комплекса. Согласно подготовленной проектной документации Комплекс должен был обеспечивать запись видеоматериала с различных источников на видеосерверы, импорт и редактирование плей-листов, хранение материала и выдачу его в эфир. Также Комплекс должен был иметь средства визуального и звукового контроля, активной и пассивной коммутации включая средства автоматического перехода на резерв.
Для решения поставленной задачи было предложено использовать три видеосервера – один сервер записи Azimuth VS-5122AD и два эфирных Azimuth VS-5612D, причем сервер записи имеет два выхода и выполняет в комплексе роль эфирного резерва, а каждый из основных эфирных серверов в качестве резерва имеет один видеовход. Отдельно устанавливается сервер базы данных, являющийся также медиасервером и сервером единого времени. Сигналы точного времени он получает от ПУПС-GPS/LTC. Каждый из серверов имеет собственный дисковый массив – к видеосерверам подключны массивы на основе SCSI дисков, к медиасерверу на основе SATA. Весь серверный парк управляется по сети – одна рабочая станция управления записью, две – управления эфиром. Программное обеспечение автоматизации вещания – AutoPlay. Также используется одна монтажная станция для сложной обработки видеоматериала. Все серверы и управляющие станции объединены сетью Ethernet 1Gb. Видео и аудиотракт цифровые (SDI с вложенным звуком), для коммутации установлены свитчеры LES и патч-панели Canare. Усилители-распределители, аудиоэкстракторы и коммутаторы резерва производства Профитт.
Новая технология для National Geographic Channel
Эфир канала National Geographic (NG) для Сервинкома существенно отличается от остальных. Как было отмечено выше Сервинком ретранслирует NG и осуществляет замещение промо и рекламных блоков. Российский представитель NG раз в месяц предоставляет Сервинкому кассеты с новыми клипами и текстовый файл с их описаниями. Специальная утилита импортирует этот файл в систему AutoPlay и автоматически в базе данных появляются новые клипы со ссылками на кассеты. Также все новые клипы автоматически попадают в очередь на запись, после чего сама процедура записи сводится к установке в видеомагнитофон нужной кассеты. Во время записи производится нормализация звука и копирование записанных медиафайлов на соответствующий эфирный видеосервер и медиасервер.
Ежедневно в Сервинком поступают файлы с эфирными плей-листами содержащими рекламные и промоблоки. Они также импортируются в AutoPlay. В дальнейшем остается лишь запустить на исполнение нужный плей-лист в нужный день.
Для облегчения жизни своих ретрансляторов NG вкладывает в сигнал управляющие команды определяющие начало и окончание «окна». Причем эти команды приходят строго за 7 секунд и 2 кадра до реальной точки врезки. Почему такая цифра – никто не знает, но поскольку NG вещает на весь мир, можно предположить, что это время за которое самый старый магнитофон, самая тормозная система автоматизации успеют среагировать, выйти на режим и выполнить вставку.
Таким образом, благодаря вложенным управляющим командам и способности системы AutoPlay управлять коммутаторами, вся процедура вставки выполняется полностью автоматически.
Для резервирования канала NG целиком выделен один из эфирных каналов сервера записи. Переключение коммутатора резерва автоматическое или ручное.
Подготовка материалов и плей-листов на остальных каналах аналогична процедуре на NG, но эфир полностью осуществляется с видеосерверов. Эфир по всем каналам ведется круглосуточно.
Вещание одного из каналов ведется по одному плей-листу синхронно с двух эфирных серверов. Коммутатор резерва переключается автоматически или вручную. Резервирование остальных каналов осуществляется с помощью второго эфирного канала сервера записи. Также на каждый эфирный канал может быть подан сигнал с видеомагнитофона.
Доработки
При создании Комплекса не обошлось без доработок аппаратного и программного обеспечения. Так серверы Azimuth научились работать с 4-х канальным звуком, была введена возможность отложенных действий при получении сигнала GPI, добавлен специальный тип старта событий в эфирном плей-листе (GPI-TIME). Появилась возможность просмотра внешнего идентификатора, отображения звукового четырехканального индикатора и многое другое.
Заключение
В заключение можно сказать, что заказчик решением задачи был удовлетворен и сейчас наша компания осуществляет все техническое сопровождение созданного Комплекса. Для нас самих данный проект интересен тем, что в одном комплексе соединились различные технологии вещания: и рекламная вставка, и зеркальный эфир с двух серверов, и круглосуточный эфир и различные схемы резервирования. Все подчинено одной цели: минимальные деньги – максимальные возможности и надежность.