Принятие новых российских законов, как и декабрьский снегопад, всегда случается неожиданно. Запрет рекламы пива на телевидении в дневное время вынудил все российские телекомпании срочно принимать меры. Одним из них достаточно было сместить “пивные” ролики в последесятичасовой диапазон, другим же пришлось серьезно пересматривать всю технологию вещания, в частности телеканалу “Спорт”.
Дело в том, что спецификой телеканала является большое количество прямых трансляций, поэтому он осуществляет сквозное круглосуточное вещание на все 11 часовых поясов страны: одну и ту же программу телезрители и Калининграда, и Красноярска, и Камчатки смотрят одновременно. Исторически сложилось, что вещание канала осуществлялось двумя путями: через спутник на всю территорию России и через локальный передатчик в московском регионе.
В результате задача была поставлена следующим образом: обеспечить рекламно-анонсные врезки по двум каналам с различным наполнением. Критериев отбора было достаточно: система должна быть надежной, недорогой, обеспечивать резервирование, хорошо вписываться в сложившийся на телеканале технологический процесс, не требовать существенных затрат времени на поставку и внедрение.
Для решения данной задачи специалисты телеканала “Спорт” провели исследование рынка систем автоматизации и пришли к выводу, что наиболее полно удовлетворяет их требованиям система автоматизации вещания AutoPlay. Выбор был не случаен. Телекомпания уже активно использовала Time4Runner (четырехканальная система телевизионных повторов), Time Delay (система для организации ретрансляций с временным сдвигом ) и LivEdit (система для монтажа телепрограмм прямого эфира), заслужившие доверие и высокую оценку специалистов телеканала. Опыт работы с создателями AutoPlay позволял быть увереными, что ее сотрудники справятся с адаптацией системы AutoPlay к технологическим нюансам работы канала.
В технологической цепочке были задействованы следующие службы:
- коммерции (занимается формированием рекламных блоков; она, фактически, создает основу для эфирного расписания);
- анонсов и межпрограммного оформления (занимается формированием стиля телеканала, создавая оригинальные заставки, перебивки и анонсы программ);
- выпуска (готовит финальное эфирное расписание включающее рекламу, анонсы, трансляции и другие программы и, собственно, обеспечивает вещание);
- служба главного технолога телеканала (которая формировала техническое задание).
Использованное оборудование
Для решения задачи использовались два четырёхканальных и один двухканальный сервер VS-5200P: два эфирных – основной, резервный и сервер медиаподготовки. А также сервер базы данных, дисковые массивы и вспомогательное оборудование. Теперь остановимся более подробно на технологии работы.
Подготовка рекламы
Основным для эфирного плей-листа является расписание выхода сетевой и региональной рекламы, готовящееся коммерческой службой в специальной программе. Для импорта данных в системе AutoPlay используется специально созданный модуль, формирующий в базе данных одновременно эфирный плей-лист на заданую дату, рекламные сборки, входящие в плей-лист, и собственно рекламные ролики, наполняющие рекламные сборки. Рекламные клипы повторяются многократно, поэтому при их создании осуществляется проверка базы данных AutoPlay, и если они уже в ней существуют, то новые записи в базе данных не создаются и ролики не оцифровываются. У вновь появляющихся рекламных клипов нет медиафайлов (пока это только записи в БД), но они имеют полную информацию о временных кодах и названии кассеты, где хранится материал. На сервере медиаподготовки производится запись материала с кассеты в медиафайл. При этом автоматически происходит копирование медиаматериала на эфирные видеосерверы. Таким образом, один клип имеет три копии, которые размещены на различных видеосерверах – основном, резервном и подготовительном. Чтобы не допустить излишнюю загрузку дисковых массивов, существует возможность регулировать скорость копирования файлов между серверами. По нормам телеканала весь плей-лист из рекламных блоков дублируется на резервную кассету.
Подготовка анонсов
Отдельная служба телекомпании занимается подготовкой анонсов, турнирных таблиц и таблиц результатов, а также шапок, перебивок и других элементов оформления канала. Работа ведется на монтажных системах Leitch/DPS, которые объединены с эфирными серверами сетью Gigabit Ethernet. Готовые клипы импортируются в базу данных AutoPlay.
Спецификой спортивного канала является большое количество нерегламентированных анонсов. Например, невозможно подготовить анонс финала, не имея результатов полуфиналов. Поэтому часто в базе данных создается лишь сюжет с конкретным названием и длительностью, а сам медиафайл может появиться за несколько минут до эфира. Благодаря уникальной системе импорта, входящей в состав AutoPlay, при переносе с монтажных станций на видеосерверы не происходит рекомпрессии файлов, а, следовательно, ухудшения качества материала. При импорте, как и при записи с видеомагнитофона, осуществляется копирование файлов на все три видеосервера. Скорость копирования при импорте также регулируется. Все анонсные материалы, как и реклама, записываются на резервную кассету.
Подготовка плей-листов
Формированием финального эфирного плей-листа занимается служба выпуска. Она расставляет в эфирных плей-листах рекламные плей-листы, анонсы, таблицы и другие материалы. На этом же этапе плей-листов становится два, для обоих каналов – Региона и Москвы. Плей-лист канала Регион содержит сетевую и региональную рекламу и анонсы, плей-лист канала Москва содержит сетевую и московскую рекламу и анонсы. В качестве просмотрового (browsing) сервера выступает сервер медиаподготовки, именно с него происходит просмотр медиаматериала по сети Ethernet, тем самым не допускается загрузка дисковых массивов эфирных серверов.
Эфир
Для осуществления врезки выделена отдельная аппаратная. В процессе эфира управление видеосерверами ведется двумя операторами. Вещание ведется по двум каналам: Регион и Москва. Во время вещания “несерверных” программ логотип канала накладывается с помощью внешнего логогенератора. При вещании с серверов внешний логогенератор отключается. При необходимости наложить логотип на “серверные” материалы используется логогенератор, встроенный в видеосервер с возможностью разного позиционирования.
Ведение отчетов и логов
Ранее в системе AutoPlay существовала только система отчетов о вышедших в эфир материалах, но в связи с тем, что телеканал “Спорт” имеет большое количество служб и строгое разграничение зон ответственности, в программе AutoPlay был создан единый системный журнал, в который заносится вся информация о эфире и о действиях пользователей. Кто, когда и что сделал: создал новый плей-лист, изменил параметры сюжета, удалил файл, изменил порядок сюжетов в плей-листе и прочее.
Реализация
Поставка, наладка, адаптация ПО к требованиям ТЗ заняли в общей сложности полтора месяца и уже с середины декабря 2004 года проект был запущен в эсплуатацию в рабочем режиме. Результаты проделанной работы может увидеть любой желающий на “спортивной шестой кнопке”.